Если вы геймер с большим игровым опытом, то при желании вам понадобится всего несколько месяцев, чтобы с нуля стать гейм-дизайнером на начальной позиции в игровой студии. А дальше у вас будет возможность внести свой вклад в создание захватывающих миров, заработать деньги и (возможно) превзойти Хидео Кодзиму.
- Короткий ответ на вопрос “Как стать гейм-дизайнером?”
- Гейм-дизайнер: кто такой и чем занимается
- Проверьте, есть ли у вас мышление гейм-дизайнера
- Навыки: что нужно знать и уметь, чтобы стать гейм-дизайнером в 2024 году
- Где научиться гейм-дизайну?
- Как собрать портфолио, которое заинтересует работодателя
- Что поможет получить работу гейм-дизайнера?
- Стоит ли заходить в геймдев через тестирование игр?
Короткий ответ на вопрос “Как стать гейм-дизайнером?”
Чтобы стать настоящим гейм-дизайнером в игровой студии, нужно продемонстрировать будущим боссам 3 вещи:
- мышление гейм-дизайнера;
- базовые навыки;
- портфолио.
Давайте рассмотрим подробно, откуда взять каждый из 3 пунктов

Гейм-дизайнер: кто такой и чем занимается
Гейм-дизайнер для игры – как режиссер для сериала. Он определяет игру на уровне идеи и концепта: жанр, персонажи, эмоции, которые игра должна вызывать у игроков, механики, правила.
Важной задачей является балансировка сложности игры. Гейм-дизайнеры должны обеспечить достаточную степень вызова для игроков, чтобы они ощущали удовлетворение от преодоления преград, но при этом сделать уровни в принципе проходимыми, не слишком сложными и не скучными.
Направления гейм-дизайна
В гейм-дизайне есть несколько специализаций. Вот основные:
- нарративный дизайнер: сценарист, занимается разработкой сюжета, персональных историй персонажей;
- квест-дизайнер: отвечает за создание заданий и квестов в игре;
- левел-дизайнер: занимается созданием уровней и миров в игре;
- геймплей-дизайнер: отвечает за разработку игровых механик, интеракций и систем;
- ux-дизайнер (в геймдеве): ориентирован на создание удобного и интуитивно понятного пользовательского интерфейса, обеспечивая плавное взаимодействие игрока с игрой;
- дизайнер персонажей: занимается концепцией, внешним видом и характеристиками игровых персонажей;
- дизайнер систем: разрабатывает игровые системы, такие как прогрессия, экономика и многопользовательские механики;
- технический дизайнер: занимается реализацией игровых механик в коде, работая близко с программистами и обеспечивая техническую жизнеспособность концепций гейм-дизайна.
И это еще не все. Чем крупнее студия и масштабнее проект, тем уже специализация. Например, в крупных студиях один человек может отвечать исключительно за дизайн оружия персонажей.

Как выглядит работа гейм-дизайнера
Если вы думаете, что гейм-дизайнер на работе находится в постоянном творческом экстазе – вы серьезно заблуждаетесь. Три четверти рабочего времени он занимается документами. В каждой компании собственный бизнес-процесс, но основные документы гейм-диза следующие:
1. Дизайн-документ (Диздок/GDD): основной документ, который содержит подробное описание основных элементов игры, таких как уровни, персонажи, игровые механики, интерфейс и прочее. Дизайн-документ является руководством для команды разработки и помогает им воплотить задумки гейм-дизайнера в реальность.
2. Сценарий, который описывает сюжетные линии, персонажей и диалоги. Сценарий помогает команде разработки понять, какие события происходят в игре и как они связаны друг с другом.
3. Инструкции и руководства для игры.
4. Арт-брифы для художников, описывающие визуальный стиль игры, персонажей, локаций и других элементов.
5. Отчеты и презентации, чтобы донести свои идеи и прогресс разработки игры команде, руководству и инвесторам.
Это примерный список документов, который разрабатывает game-designer к каждой игре
Проверьте, есть ли у вас мышление гейм-дизайнера
Мышление гейм-дизайнера – это микс большого геймерского опыта, насмотренности, креативности, аналитических навыков и способности взглянуть на игру глазами игрока.
Каждый гейм-дизайнер – это геймер, но не каждый геймер способен стать гейм-дизайнером
Человек с развитым гейм-дизайнерским мышлением умеет:
- видеть и анализировать игровые механики в чужих играх;
- создавать собственные увлекательные концепции;
- предвидеть взаимодействие игроков с игровыми мирами;
- чувствовать тренды индустрии.
Чтобы оценить ваше гейм-дизайнерское мышление, интервьюер на собеседовании может спросить, в какие игры вы играете и:
- предложит обсудить игровые механики этих игр;
- предложит поговорить об их дизайне;
- попросит предположить, что изменится в игровом балансе, если из игры убрать один определенный элемент;
- обсудит модель монетизации, захочет послушать ваши предложения по улучшениям/дополнениям.

Навыки: что нужно знать и уметь, чтобы стать гейм-дизайнером в 2024 году
Хард скиллы
Помимо гейм-дизайнерского мышления от джуниора ждут следующие навыки:
- Знание игровых механик и основ игрового баланса
- Умение работать с гейм-движками Unity/ Unreal Engine
- Базовые навыки программирования/ понимание структуры кода
- Умение работать с анимациями
- Умение создавать быстрые прототипы
- Работа с 3D-графикой
Нужно понимать, что гейм-дизайнеры не пишут самостоятельно код, не создают анимированные 3D-модели и, гипотетически, без большинства вышеперечисленных навыков могут обойтись. Однако, знание языков программирования, программ для анимации и 3D-графики облегчает общение с соответствующими членами команды разработки. И работодатели тоже это понимают.
Если вы претендуете на позицию выше стажерской, то, вероятно, вас попросят показать завершенные собственные проекты
Требования к джуниор гейм-дизайнеру в реальном объявлении

Программы
ИГРОВЫЕ ДВИЖКИ | |
Unity | Популярный гейм-движок с широкими возможностями и обширным сообществом |
Unreal Engine | Мощный инструмент с продвинутыми графическими возможностями |
ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТОТИПИРОВАНИЯ | |
Adobe XD | Позволяет проектировать, прототипировать и делиться дизайнами |
Figma | Удобный инструмент для создания интерфейсов и прототипов |
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН | |
Adobe Photoshop/GIMP | Платная/бесплатная программа для графического дизайна |
АНИМАЦИЯ | |
Adobe Animate | Помогает создавать анимацию для игровых объектов |
Spine | Специализированный инструмент для создания 2D-анимации |
ПРОГРАММИРОВАНИЕ | |
Visual Studio | Интегрированная среда разработки для написания кода |
JetBrains Rider | Удобная IDE для работы с языками программирования, такими как C# |
ТЕСТИРОВАНИЕ И ОТЛАДКА | |
Unity Test Framework | Для создания и автоматизации тестов в Unity |
Bugzilla | Инструмент для отслеживания и управления багами |
МОДЕЛИРОВАНИЕ 3D | |
Blender | Бесплатный инструмент для создания 3D-моделей и анимаций |
Autodesk Maya | Профессиональное приложение для создания 3D-графики и анимации |
Эти программы могут различаться в зависимости от конкретных требований проекта и предпочтений разработчика, но ознакомление с ними может значительно облегчить получение оффера
Софт скиллз
Если проанализировать требования в описании вакансий, то можно выделить 3 must have качества:
- Сильные коммуникативные навыки – гейм-дизу на любом уровне приходится много общаться с командой, писать ТЗ, доносить свои идеи, критиковать
- Умение генерировать идеи, нестандартно мыслить, придумывать уникальные концепции
- Аналитические способности – умение анализировать игровые механики и системы, умение анализировать пользовательские предпочтения и обратную связь для улучшения игры

Где научиться гейм-дизайну?
Российские ВУЗы
Программы для гейм-дизайнеров есть в ВУЗах. Пусть это не самые передовые программы с точки зрения актуальности, зато они дадут надежный фундамент и широкую базу
«Гейм-дизайн и виртуальная реальность» | Школа дизайна НИУ ВШЭ | Бакалавриат, 4 года |
«Информационные технологии в медиаиндустрии и дизайне» | Московский Политех | Бакалавриат, 4 года |
“Менеджмент в онлайн-играх“ | ВШЭ | Программа профессиональной переподготовки, 8 месяцев |
Стоимость обучения 250000-300000 рублей
Онлайн-школы
Онлайн-курсы по дизайну помогут сократить обучение до 1 года
Преимущество курсов в том, что они не просто дают образование, а готовят спецов для работы в индустрии “здесь и сейчас”. Это значит:
- максимально актуальные знания, обновляемые каждый год;
- преподаватели – “играющие тренеры” – сами работают в игровых студиях;
- возможность стажировок и учеба часто на реальных проектах;
- готовое полноценное портфолио по окончании;
- помощь с поиском работы.
- GAME DESIGN - СОЗДАНИЕ ИГРЫ ОТ ИДЕИ ДО ПРОТОТИПА - XYZ SCHOOL 4 месяца -9 Образовательная лицензия - | Освой практические навыки для работы в ААА-студии или над своим проектом: научись создавать прототипы на движках, работать с документацией, генерировать идеи, создавать игровые миры и механики Акцент на осмысленных играх вместо таймкиллеров
- |
- HYPER CASUAL - КУРС ПО ГИПЕРКАЗУАЛЬНЫМ ИГРАМ - XYZ SCHOOL 4 месяца -9 Образовательная лицензия - | За 4 месяца создашь прототип игры, чтобы загрузить в Google Play. Плюс с нуля научишься работать с Unity 2D, освоишь программирование и станешь настоящим разработчиком Научишься делать "гиперкэж" игры и зарабатывать на них
- |
- ГЕЙМДИЗАЙНЕР - - XYZ SCHOOL 16 месяцев -9 Образовательная лицензия - | Научись создавать игровые механики, работать с документацией и продумывать уровни. Авторы - практикующие специалисты, которые работали над Assassin's creed: Valhalla и Atomic Heart
- |
- ГЕЙМ-ДИЗАЙНЕР - НЕТОЛОГИЯ 8 МЕСЯЦЕВ - - Образовательная лицензия - | Диплом о профессиональной переподготовке Научитесь создавать игры и воплощать свои идеи в игровой индустрии
- |
Книги для начинающих гейм-дизайнеров на русском языке
«Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все», Джесси Шелл | Джесси Шелл рассказывает, как стать гейм-дизайнером: самая практичная книга по гейм-дизайну для тех, кто присматривается к профессии |
«Разработка игр и теория развлечений», Раф Костер | Подробное исследование игр, принципы создания современных онлайн-игр, написание сценариев, этика игры |
«Проектирование виртуальных миров: теория и практика дизайна уровней», Михаил Кадиков | Автор подробно рассматривает 3 составляющих левел-дизайна – концепцию игры, технологии и визуальный стиль |
Как собрать портфолио, которое заинтересует работодателя
Если у вас есть завершенные собственные игры
1. Разместите все игры, которые вы создали/принимали участие в разработке, на площадках для публикации игр, например, на игровых форумах или платформах для разработчиков.
2. Если вы создавали игру не один, четко опишите свой вклад в процесс разработки;
3. Создайте качественное описание каждой игры, включая ее особенности, механику игры и сюжет (если это применимо).
4. Прикрепите ссылки на каждую игру в свое портфолио.
5. Включите в портфолио скриншоты или видео геймплея, чтобы работодатель мог увидеть, как вы разрабатываете игры.
Если у вас пока нет завершенных собственных проектов
Продемонстрируйте в портфолио свои навыки написания дизайн-документации.
- Выберите известную на рынке и хорошо знакомую вам игру, жанр которой соответствует студии, куда вы хотите устроиться работать (если студия делает гиперказуальные игры, не надо предлагать им в портфолио документацию по масштабному шутеру)
- Придумайте ивент/квест для этой игры, разработайте систему монетизации для него, подготовьте документацию:
- ТЗ для программистов и художников;
- Подробное описание механики;
- Макет интерфейса.
Кроме дизайнеров, в геймдеве нужны и другие специалисты – из области разработки, маркетинга, монетизации, визуального контента и управления.
Что поможет получить работу гейм-дизайнера?
Стажировка
Стажировка – возможно, лучший способ попасть в гейм-индустрию. Вам будут давать огромный объем знаний, обеспечивать практикой и еще и приплачивать за это. А в конце, если хорошо себя проявите, есть реальный шанс остаться в штате.
Недостаток во всем этом: очень маленькая зарплата, больше похожая на стипендию. Не каждый взрослый человек может себе позволить полгода работать в таком формате.
Несколько советов по поиску стажировки:
- Не всегда вакансии для стажеров/интернов публикуют на соответствующих сайтах. Пишите напрямую в студии. Вот список игровых компаний России и СНГ
- Обращайтесь в крупные студии/ студии, у которых есть известные выпущенные проекты. У них отлажен процесс производства и обучения.
- Избегайте маленьких студий без выпущенных игр – рискуете потратить время впустую, ничему не научиться и не получить “стипендию”
Участие в хакатонах и гейм-джемах
Пройденный хакатон или гейм-джем будет плюсом в резюме гейм-дизайнера
Хакатон | Гейм-джем | |
---|---|---|
Цель | разработать функциональное решение для определенной задачи или проблемы за короткий отрезок времени | создать игровой проект за ограниченное время, часто с акцентом на творчестве |
Участники | разработчики, дизайнеры, программисты | гейм-дизайнеры, художники, программисты и другие специалисты, чья экспертиза может внести вклад в создание игры |
Время | от нескольких часов или дней | от нескольких дней до недели |
Фокус | создание полезного продукта, решающего определенную проблему | создание игрового контента |
Участие | бесплатно, команды собираются стихийно, часто в пабликах, посвященных игровой разработке | бесплатно, команды собираются стихийно, часто в пабликах, посвященных игровой разработке |
Гейм-джем – возможность получить реальный опыт работы и небольшой проект в свое портфолио
Стоит ли заходить в геймдев через тестирование игр?
Существует мнение, что проще всего попасть в геймдев через профессию тестировщика игр. Сначала ты тестировщик, а потом вдруг оп – и гейм-дизайнер. Причем это касается не только геймдева, но и в принципе любой разработки.
Тестирование игр и разработка/дизайн игр – это разные специализации. Для них требуются совершенно разные профессиональные и личностные качества. Конечно, порог входа в тестирование несколько ниже, но зачем удлинять свой путь и заниматься тем, чем в принципе заниматься дальше не планируете?
Если ваша цель – стать гейм-дизайнером, то лучше сразу ориентироваться на соответствующие навыки и обучение, минуя этап тестирования.

Статья содержит рекламные материалы. Информация о рекламодателях – по ссылкам