UX/UI-дизайнер – это профессия, которая входит в ТОП-15 самых востребованных профессий В МИРЕ согласно исследованию Glassdoor и Linkedin. Без UX/UI-дизайнера не обходится запуск ни одного сайта или приложения. Чем занимаются эти специалисты, легко ли попасть в эту сферу и в чем отличие UX/UI от других видов digital-дизайна? Давайте разберемся.
- Что означает аббревиатура UX/UI
- Отличия ux/ui от других направлений digital-дизайна
- Этапы работы ux/ui-дизайнера с нуля до результата
- Минимальный набор программ, хард и софт скилз, которыми должен владеть UX/UI-дизайнер
- Сложно ли стартовать в ux/ui с нуля
- UX/UI-дизайнер – это одна из самых хорошо оплачиваемых IT-специальностей
- Как освоить ux/ui
Что означает аббревиатура UX/UI
UX (User Experience) – пользовательский опыт и UI (User Interface) – пользовательский интерфейс – это два основных понятия в сфере дизайна. Это могут быть 2 отдельных специалиста. Но их предпочитают объединять в одном.
Вот что они означают:
UX (User Experience) – это пользовательский опыт, то есть всё, что человек ощущает, когда взаимодействует с продуктом или сервисом.
- Решил ли пользователь свою задачу на сайте или приложении?
- Насколько быстро решил?
- Сколько ему для этого понадобилось усилий?
- Был ли путь к целевому действию интуитивно понятен?
UX-дизайнер становится на место будущего пользователя и проектирует интерфейс так, чтобы ответы на вопросы выше были положительны
UI (User Interface) – это пользовательский интерфейс, то есть внешний вид и оформление продукта или сервиса. Работа UI-дизайнера заключается в создании привлекательного, понятного и эстетически приятного дизайна, включая цвета, шрифты, иконки и другие элементы.
Вместе UX и UI обеспечивают гармоничное взаимодействие между пользователем и продуктом.

Представьте себе ваше любимое приложение для доставки пиццы
… наверняка у вас такое есть
UX | UI |
---|---|
Понимание, какие функции и возможности приложения будут полезны и удобны пользователям. Например, он может обнаружить, что пользователям важно иметь возможность выбора определенного времени доставки, отслеживание статуса заказа или их последний заказ с функцией повтора на главном экране | Визуальное оформление приложения: дизайн интерфейса, цветовые схемы, иконки, шрифты и другие элементы, которые делают приложение привлекательным и эстетически приятным для конкретной группы пользователей. Например, UI-дизайнер может предусмотреть яркие и уникальные цвета для разделения разных категорий блюд или акцента на кнопке заказа |
Структура и навигация приложения. Он должен определить лучший способ организации информации и функционала, чтобы пользователи могли легко найти и заказать еду в любой ситуации: за 2 минуты, на ходу, на небольшом экране смартфона. | Разработка адаптивного дизайна, чтобы приложение было доступно на разных устройствах. UI-дизайнер должен создать дизайн, который будет отлично выглядеть как на большом экране, так и на маленьком смартфоне. |
UX-дизайнер должен учесть максимально возможное количество сценариев поведения пользователя в приложении и обеспечить удобство в каждом из них. | UI-дизайнер должен разработать такой внешний вид ресурса, который будет приятен и привычен целевой аудитории (мужчина за 40, студент, молодая мама, пожилой консервативный человек – для каждой категории свой), и который будет отражать суть продукта (игра, финансы, экспертиза). |
Отличия ux/ui от других направлений digital-дизайна
UX/UI-дизайнер
Задача
UX/UI-дизайнер – это специалист, который отвечает за создание удобного и приятного пользовательского опыта. Он анализирует потребности и ожидания пользователей, исследует рынок и конкурентов, а также разрабатывает пользовательские сценарии.
Основной результат работы
Прототип или макет, который демонстрирует структуру и функции интерфейса, подходящие для пользователя.
Графический дизайнер
Задача
Графический дизайнер занимается созданием визуального контента, такого как логотипы, иллюстрации, баннеры, инфографика и др. Он вдохновляется концепцией проекта, анализирует аудиторию и разрабатывает эффективные графические элементы.
Основной результат работы
Стильный и привлекательный графический контент, который соответствует бренду или проекту.
Продуктовый дизайнер
Задача
Продуктовый дизайнер отвечает за создание продукта, который решает проблемы пользователей и соответствует их потребностям. Он занимается исследованиями, анализом конкурентов, прототипированием и тестированием, чтобы создать оптимальный пользовательский опыт.
Основной результат работы
Продукт, который успешно решает задачи пользователей и приносит ценность (мобильное приложение, интернет-магазин, игра, ПО, системы управления, социальные платформы).
Веб-дизайнер
Задача
Веб-дизайнер занимается разработкой визуальной концепции и интерфейса для веб-сайтов. Он создает навигацию и выстраивает структуру ресурса и страницы, исходя из оптимального пользовательского опыта.
Основной результат работы
Веб-сайт с эффективной навигацией, привлекательным дизайном и удобным пользовательским интерфейсом.
Этапы работы ux/ui-дизайнера с нуля до результата
Работа UX/UI-дизайнера, начиная с нуля и до достижения результата, включает несколько этапов.
1. Исследование и анализ
Дизайнер проводит исследование целевой аудитории и изучает потребности, проблемы и предпочтения потенциальных клиентов. Далее он изучает, как конкуренты закрывают (и закрывают ли) эти потребности. На основе полученных данных он разрабатывает ключевые требования для будущего ресурса.
Этот этап – основополагающий и трудоемкий.
2. Создание карты клиента (CJM – Customer Journey Map)
Это инструмент, который позволяет визуализировать путь пользователя через продукт или сервис. CJM помогает увидеть все возможные точки взаимодействия пользователя с продуктом и выявить проблемные зоны.
3. Прототипирование
Дизайнер создает прототип интерфейса (чаще всего интерактивный), который позволяет визуально представить структуру, навигацию и функциональность продукта. Прототип помогает протестировать пользовательский опыт и внести необходимые изменения до разработки окончательного дизайна.

4. Дизайн интерфейса
Разработка визуального концепта, который отражает брендовую идентичность и удовлетворяет потребности пользователя. Он работает с цветами, шрифтами, компонентами и другими элементами, чтобы создать привлекательный и удобный дизайн.
5. Тестирование и итерации
Команда проекта проводит пользовательские тестирования среди фокусной группы и собирает обратную связь для улучшения дизайна. На основе обратной связи анализирует результаты тестирования и вносит необходимые изменения для повышения пользовательского опыта. Этот процесс повторяется до достижения оптимального результата.
Минимальный набор программ, хард и софт скилз, которыми должен владеть UX/UI-дизайнер
Специальные программы
Для проектирования интерфейсов:
Adobe XD | Инструмент, специально разработанный для UX/UI дизайнеров, который позволяет создавать прототипы и макеты интерфейсов |
Sketch | Отлично подходит для разработки интерфейсов под операционную систему macOS и включает множество полезных плагинов |
Figma | Онлайн-приложение, которое позволяет дизайнерам совместно работать над проектами и создавать интерактивные прототипы. |
Для визуального дизайна
Adobe Photoshop | Приложение для обработки и редактирования изображений, которое может быть полезно для создания графических элементов интерфейса |
Adobe Illustrator | Используется для создания векторных иконок и элементов дизайна |
Procreate | Для создания иллюстраций и рисунков |
Для прототипирования и анимации
Principle | Позволяет создавать интерактивные анимации и прототипы для мобильных приложений и веб-сайтов |
Flinto | Инструмент для создания прототипов с широким набором возможностей анимации |
Для работы в команде и совместной разработки
InVision | Удобное приложение для совместной работы, обратной связи и тестирования прототипов |
Zeplin | Инструмент, который помогает дизайнерам и разработчикам сотрудничать при передаче дизайн-макетов |
Hard & Soft Skills UX/UI-дизайнера
UX/UI-дизайнер должен обладать уверенными техническими навыками, и это не только владение перечисленными выше программами, но и:
- Аналитические навыки: умение проводить исследования и анализировать данные, а также принимать решения на основе проведенных исследований;
- Прототипирование: способность создавать интерактивные прототипы для визуализации функциональности приложений и веб-сайтов;
- Графический дизайн: умение создавать привлекательные и эффективные графические элементы интерфейса;
- Владение инструментами: знание программ для дизайна и прототипирования, таких как Adobe XD, Sketch, Figma и многих других;
- Понимание юзабилити: знание принципов юзабилити и исследовательских методов для анализа пользовательского опыта;
- Понимание HTML и CSS: базовые знания веб-разработки, чтобы понимать, как дизайн воплощается в код;
- Интерфейс для мобильных устройств: знание особенностей дизайна для мобильных приложений.
Soft skills
- Креативность: Способность придумывать новые идеи и решения для дизайна;
- Коммуникация: Хорошие навыки общения с заказчиками, разработчиками и другими членами команды;
- Обучаемость: Готовность постоянно учиться и следить за новыми тенденциями в дизайне и технологиях;
- Внимательность к деталям: Способность замечать и исправлять малейшие детали в дизайне;
- Решение проблем: Умение анализировать проблемы пользователей и находить наилучшие решения;
- Внимание к пользователю: Понимание и сопереживание потребностям и проблемам пользователей;
- Работа в команде: Способность эффективно сотрудничать с различными людьми в процессе разработки;
- Тайм-менеджмент: Умение управлять временем и приоритетами, чтобы соблюдать сроки проектов.
Чаще всего на популярном сайте с вакансиями кандидатам предъявляют следующие требования:

Сложно ли стартовать в ux/ui с нуля
UX/UI-дизайн – это работа на стыке веб-дизайна, маркетинга, аналитики, социальной психологии. Эта область требует широкого кругозора и глубоких специальных знаний. Кроме того, дизайнерам UX/UI необходимо овладеть специфическими инструментами и технологиями, такими как Adobe XD, Sketch, InVision и тому подобными.
В сравнении с другими направлениями цифрового дизайна, такими как графический дизайн или веб-дизайн, UX/UI требует более глубокого аналитического мышления и способности понимать потребности и поведение пользователей
Обучение на специальность UX/UI-дизайн длится в среднем на 3-4 месяца дольше, чем на специальность графический или веб-дизайн. Но это окупается высокими зарплатами.
UX/UI-дизайнер – это одна из самых хорошо оплачиваемых IT-специальностей
По оценке сервиса ЗАРПЛАН
Средняя зарплата UX/UI-дизайнера в России на сентябрь 2023 составляет 122000 руб/месяц
Медианная зарплата UX/UI-дизайнера в России на сентябрь 2023 составляет 119000 руб/месяц
Анализ популярного сайта для поиска работы показывает следующие цифры:
Обычная зарплата junior UX/UI-дизайнера без опыта

Обычная зарплата UX/UI-дизайнера с опытом

Кстати, практически все вакансии предполагают возможность удаленной работы
Как освоить ux/ui
Онлайн-курсы
- UX/UI-дизайнер - - НЕТОЛОГИЯ совместно с МТС - Образовательная лицензия - | 9 месяцев Диплом о профессиональной переподготовке
- Реклама. ООО Нетология, ИНН 7726464125, erid: LdtCKCxkP |
- UX/UI-дизайнер: - расширенный курс - НЕТОЛОГИЯ совместно с МТС и Agima - Образовательная лицензия - | 16 месяцев Диплом о профессиональной переподготовке
- - - - - Реклама. ООО Нетология, ИНН 7726464125, erid: LdtCKCxkP |
- UX/UI-дизайнер - с нуля до middle - - GEEKBRAINS - Образовательная лицензия - | 24 месяца - Диплом о профессиональной переподготовке
- Реклама. ООО «ГикБреинс» |
- Профессия - UX/UI ДИЗАЙНЕР - СКИЛЛБОКС - Образовательная лицензия - | Сертификат установленного образца -Первый платеж через полгода -Обучение на реальных проектах партнеров Скиллбокс По окончании:
- - Реклама. ООО Скиллбокс |
- Профессия - UX/UI-дизайнер - Крупнейшая профильная школа дизайна CONTENTED совместно с CUBERTO - Образовательная лицензия - | 8,5 месяцев Диплом о профессиональной переподготовке
- - - Реклама. ООО Скилфэктори, ИНН 9702009530, erid: LdtCKHL5u |
Самообучение
Если у вас есть опыт в дизайне, освоить ux/ui направление можно и самостоятельно. Для этого можно взять курсы/семинары по конкретным аспектам UX/UI: аналитика, методология исследования, социальная психология и т.д.
Книги в помощь для самостоятельного обучения
“Ководство” Артемия Лебедева | Обязательное чтение для любого дизайнера: в книге Лебедев раскрывает основы дизайна, в том числе и UX/UI |
“Дизайн привычных вещей” Дональда Нормана | Классика, написанная самим основателем понятия “User Experience”. В книге автор рассказывает о принципах и методах дизайна, которые лежат в основе хорошего пользовательского опыта |
“Не заставляйте меня думать” Стива Круга | Практическое руководство по созданию интуитивно понятных и удобных пользовательских интерфейсов |
